dogshow24.ru

Портал про животных

Перевозка скота виды и преимущества

Транспортировка животных

Животных доставляют на мясоперерабатывающие предприятия железнодорожным, водным и автотранспортом, а также гоном. Одна из главных задач, стоящих перед ветеринарными специалистами при транспортировке животных, — это надлежащий контроль с целью недопущения к перевозкам больных или подозрительных в заболевании животных инфекционными или незаразными болезнями, кроме случаев, предусмотренных соответствующими правилами. Устранение или уменьшение стресс-факторов.

От условий транспортировки убойных животных во многом зависит качество мяса. При нарушении правил транспортировки мясо нередко бывает обсемененным микрофлорой, в результате оно быстрее портится, хуже созревает и может служить источником пищевых заболеваний. При неправильной транспортировке нередко наблюдается повреждение кожного покрова и мыши, что наносит значительный ущерб мясной и кожевенной промышленности.

К транспортировке допускают только здоровых животных. В зависимости от эпизоотической ситуации животные, поступающие на переработку, должны быть привиты против сибирской язвы, чумы свиней, рожи и других инфекционных болезней, если местность неблагополучна по данным болезням.

В соответствии с ветеринарными правилами запрещено направлять на убой животных, больных или подозреваемых в заболевании сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, столбняком, сапом, чумой крупного рогатого скота и верблюдов, бешенством, злокачественным отеком, мелиоидозом, брадзотом, энтеротоксимией овец, инфекционной анемией лошадей, эпизоотическим лимфангитом, туляремией, ботулизмом, чумой и псевдочумой птицы, а также животных находящихся в состоянии агонии. Не подлежат отправке на убойные предприятия животные, клинически больные бруцеллезом и туберкулезом. Таких животных убивают в хозяйстве на специально оборудованных убойных площадках. Не отправляют на убой животных, имеющих повышенную или пониженную температуру тела, птицу, больную микоплазмозом.

Запрещается отправлять на убой в течение 14 дней животных после прививок их вакцинами против сибирской язвы и бешенства или которым вводили с лечебной целью противосибиреязвенную сыворотку. Не допускаются к убою животные в течение трех дней после лечения их антибиотиками.

Животные, положительно реагирующие на бруцеллез и туберкулез, но не имеющие клинических признаков болезни, свиньи, больные чумой, и животные с другими болезнями, при которых убой на мясо допускается, могут быть отправлены на убойные предприятия только по специальному в каждом отдельном случае разрешению ветеринарного отдела областного управления сельского хозяйства.

Непосредственно перед отправкой ветеринарный специалист, обслуживающий хозяйство, осматривает всех животных и производит термометрию. На здоровых животных, выходящих за пределы района, он выдает ветеринарное свидетельство по форме № 1, а на транспортируемых внутри района может дать справку. При вывозе животных за пределы области, края, республики ветеринарное свидетельство должно быть подписано главным ветеринарным врачом района. Кроме свидетельства, на каждую партию животных составляют товарно-транспортную накладную. На выбракованных животных должны представляться акты о выбраковке. Стельных коров без актов выбраковки отправлять на убой запрещено.

Крупный рогатый скот, свиньи и лошади должны быть забиркованы; на них составляют опись с указанием в ней вида животного и номера бирки (тавра).

Животных необходимо заранее готовить к транспортировке, постепенно (за 4-5 дней) переводя их на транспортный рацион.

Перевозка животных по железной дороге

Перевозка животных по железной дороге производится преимущественно на дальние расстояния. Подготовленный к погрузке скот доставляют на станцию погрузки. После двухчасового отдыха проводят клинический осмотр и термометрию скота. Если среди отправляемых животных будут обнаружены больные инфекционными болезнями, то скот и птицу к погрузке не допускают, а выводят за пределы станции и карантинируют.

Для перевозки животных имеются специальные вагоны, оборудованные кольцами для привязи скота, кормушками, бочками для замешивания кормов свиньям и прочим инвентарем. В теплое время года, с 1 мая по 1 сентября, транспортировать животных на расстояние не свыше 300 км можно в открытых решетчатых вагонах. Перед погрузкой вагоны должны быть осмотрены ветеринарными специалистами. Животных грузят в вагоны на отдельных, специально оборудованных платформах, а на станциях, где отсутствуют такие платформы, скот загоняют по переносным трапам. Животных размещают вдоль вагона или поперек. Преимущество продольного размещения крупного рогатого скота заключается в том, что животные оказываются более устойчивыми во время хода поезда, их удобнее кормить и поить. Однако при таком размещении в вагон входит меньшее количество животных. При поперечном размещении можно поместить большее количество крупного рогатого скота, но в этом случае ухудшаются условия для кормления и поения.

Скот размещают в вагонах по возрасту, полу, а свиней — и по упитанности. Крупный рогатый скот перевозят привязанным. Между животными оставляют такой промежуток, чтобы часть из них могла лежать. В зависимости от возраста в двухосный вагон грузят крупного рогатого скота 8-12 голов, овец и коз 40-50, телят 12-20, свиней 20-40. Крупных откормленных свиней грузят не более 18. В четырехосный вагон крупного рогатого скота грузят в 2,5, а свиней и овец — в 2 раза больше, чем в двухосный. В летнее время свиней загружают на 10-15 % меньше указанного количества, а при температуре выше 25 «С вообще не допускается транспортировка свиней железнодорожным транспортом. Птицу и кроликов перевозят в специальных клетках. В товарный вагон погружают: кур 1032, гусей и уток 700-800. Клетки в вагоне устанавливают в несколько ярусов, одна на другую, и скрепляют рейками. Между клетками оставляют место для проводника, инвентаря и кормов.

Животных в пути обеспечивают кормами из расчета на 1 ц живой массы в среднем для крупного рогатого скота 4,5 кг сена, для овец и коз 5,5 кг сена, для свиней 2,5 кг концентратов. Животных обеспечивают подстилкой из расчета 1,5 кг на голову в сутки.

Для ухода за скотом и птицей в пути на каждые 2-3 вагона назначают одного проводника. Кормят скот 3 раза в сутки; поят зимой 2 раза, летом 3 раза. Свиньям дают корма в виде жидкой болтушки. Гусей кормят в пути замоченным зерном; кур, цыплят, уток и индеек — влажными мешанками из расчета зерномучного корма 80 г на 1 кг живой массы птицы в сутки. Поят животных из ведер и корыт на станциях, указанных Министерством путей сообщения СССР.

Чистят вагоны на станциях, специально выделенных для этой цели; обычно такие станции совпадают с пунктами водопоя животных. В случае отказа животного от корма и воды, при заболевании или его гибели проводник должен вызвать транспортного ветеринарного специалиста на ближайшей станции.

Перевозка животных автотранспортом

Автотранспорт удобен для перевозки всех видов животных, особенно при необходимости доставки их мелкими партиями.

Для перевозки животных используются специализированные автомашины и бортовые грузовые автомобили с наращенными на борта деревянными или железными решетками. При перевозке крупных животных внутри кузова устанавливают разграничительные брусья. Крупный рогатый скот и лошадей перевозят привязанными (головами вперед), овец и свиней — без привязи, птиц и кроликов — в клетках. Чтобы крупные животные не замяли мелких, их подбирают по виду, полу, возрасту и упитанности. Для погрузки и выгрузки скота применяют специальные площадки, настилы или прицепные мостики. Запрещается грузить животных в машины, которые использовали для перевозки удобрений, сыпучих строительных материалов (известь, цемент и др.), а также сырья технического назначения.

Сопровождение животных в пути при перевозке их автотранспортом поручается проводникам, в обязанность которых входит следить за состоянием животных и обеспечивать их сохранность. Для подгона животных к транспорту применяют мягкие хлопушки, при этом не допускается наносить побои; отправку погруженных животных не следует задерживать во избежание излишних потерь их живой массы.

В летнее время автоперевозки животных целесообразно производить ночью или рано утром.

Транспортировка гоном

Транспортировка гоном возможна только крупного рогатого скота и овец. Животных перегоняют по трассам, пролегающим по местностям, благополучным по заразным болезням животных и находящимся в стороне от пастбищ для местного скота. Если животных перегоняют в пределах области, маршрут согласовывают с ветеринарным отделом этой области (края).

За несколько педель до перегона скот прививают против сибирской язвы и других остро протекающих болезней.

Перед отправкой скот формируют в гурты. В зависимости от вида и возраста, а также от условий местности (степная и др.) количество животных в одном гурте может быть различным: взрослого крупного рогатого скота 100-200 голов, молодняка 200-250, овец 600-1000 голов. Гурт должен состоять из животных одного вида и пола, а также однородных по величине и упитанности. В гурты с коровами, если есть возможность, желательно вводить несколько быков-производителей.

Не разрешается в гурты включать животных во втором периоде беременности, а также с травматическими повреждениями конечностей, так как они усложняют перегон.

На отправляемый скот составляют в трех экземплярах товарно-транспортную надкладную. В ней указывают пол, возраст, масть, тавро, массу животных с разбивкой по упитанности, количество голов и прижизненные пороки кожи. Товарно-транспортную надкладную, ветеринарное свидетельство и путевой журнал вручают старшему проводнику или старшему гуртоправу. В путевом журнале указывают необходимые сведения о скоте, выданном фураже и инвентаре. Во время пути в этом журнале отмечают результаты ветеринарного осмотра, пункты отдыха и поения скота, вынужденный убой и т. д.

Читать еще:  Уход за бассет хаунд

Формируют бригаду гонщиков из расчета один человек на 35-40 голов крупного рогатого скота или 100-150 овец. Бригаду гонщиков возглавляет старший гуртоправ. Суточный прогон гуртов по местности, богатой травостоем и обеспеченной водой, установлен: для o крупного рогатого скота 15 км, для овец и коз 12 км. На участках пути, не имеющих воды и травостоя, животных нужно прогонять с большей скоростью (20-30 км в сутки). Перегон животных должен начинаться с рассветом и заканчиваться с наступлением темноты. Во время бури, дождя, жаркой погоды и в мороз ниже 20С перегонять животных не разрешается. Через 6-8 дней перегона животным предоставляют одно-двухдневный отдых. В случае возникновения заболевания или падежа животного старший гуртоправ обязан остановить гурт, отвести его в сторону от трассы и немедленно вызвать ветеринарного специалиста. Вынужденный убой животного можно производить только с разрешения ветеринарного специалиста и лишь в особо исключительных случаях с разрешения старшего гуртоправа. Животное убивают на участке, отстоящем от трассы не менее чем на 100 м. Перед убоем животного на землю настилают слой соломы, листьев, веток или сена. После окончания обработки туши подстилку сжигают, а верхний слой земли счищают и зарывают вместе с отходами убоя на глубину 1,5 м. Тушу, внутренние органы и шкуру убитого животного предъявляют для осмотра ветеринарному врачу ближайшего ветеринарного участка.

Перевозка животных водным транспортом

Перевозка животных водным транспортом наиболее экономична, так как скот практически находится в условиях стойлового содержания и не теряет массы. Перевозят животных на специальных баржах, на палубах товаро-пассажирских речных судов или в трюмах морских пароходов. Ориентировочно площадь размещения животных следующая (в расчете на животное): крупный рогатый скот — 2,5-3 м2; лошади — 3-3,5 м2; овцы и козы — 0,75-1 м2; откормленные крупные свиньи — 2,25-3 м2; подсвинки — 0,5-0,75 м2. Порядок ветеринарной обработки животных, погрузка и уход за животными в пути такие же, как а при перевозке по железной дороге.

Проводников назначают из расчета один человек на 10 крупных или 50 мелких животных, 10-15 клеток птицы или кроликов. При транспортировке животных по рекам и озерам выбрасывать навоз и трупы животных в воду запрещено. Выгружают навоз на специальных пристанях, оборудованных площадками для биотермического обезвреживания навоза.

При обнаружении больных животных капитал судна должен телеграфировать (радировать) на ближайшую пристань или в порт, где имеются ветеринарные специалисты. По мере выявления причины заболевания животные могут быть задержаны или допущены к дальнейшему следованию (в зависимости от характера болезни). Скот или птицу, среди которых обнаружены инфекционные болезни, в портах во время погрузки или выгрузки задерживают для проведения необходимых мероприятий в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.

Суда после выгрузки животных очищают и дезинфицируют.

Перевозка скота автотранспортом

Преимущество автомобильного транспорта перед железнодорожным заключается в более быстрой и дешевой перевозке, лучшем сохранении живой массы скота. Автомобильным транспортом перевозят все виды убойного скота. В последнее время этот вид доставки скота на мясокомбинаты получил широкое распространение, преимущественно на расстояния до 300 км.

Для перевозки убойных животных используют бортовые грузовые машины различной грузоподъемности с наращенными на борта деревянными или железными решетками. В последнее время для перевозки скота отечественная промышленность выпускает специализированные автомобили грузоподъемностью6 т, снабженные тремя трапами для погрузки и выгрузки животных. Вместимость специализированных автомобилей следующая: 10 -12 голов взрослого крупного скота; 18—20 голов молодняка;- 40—50 взрослых свиней; 80—100 овец и коз.[4]

Автомобили-скотовозы

Автомобили-скотовозы (рис 1.) могут иметь различную грузоподъемность: двухосные (а) — от 1 до 8 т, трехосные (б) — от 9 до 11, полуприцепы (в) с двухосным седельным тягачом — от 12 до 22 т. На шасси автомобиля или полуприцепа монтируют кузов с рифленым днищем. Стенки кузова изготовляют из стальных или алюминиевых профилей и листов. В стенках и крыше предусматривают щели и окна для вентиляции. Внутри кузова устанавливают перегородки, открывающиеся в обе стороны. Для загрузки и выгрузки животных в кузове делают одну или две двери: с заднего торца и сбоку. Задняя дверь может служить одновременно и трапом для погрузки животных.

Для перевозки крупного рогатого скота при массе одного животного более 500 кг применяют одноярусные скотовозы, молодняка при массе животного до 450 кг одно и двух ярусные. Свиньи и мелкий рогатый скот перевозят в одно-, двух-, трех- и четырехъярусных скотовозах.

По международным правилам ширина кузова скотовоза должна быть 2,45 м,а высота над уровнем земли — не более 4,2 м.

Рис.1. Скотовозы:а — двухосный; б — трехосный; в — полуприцеп

Длина кузова в зависимости от грузоподъемности составляет 9. 14 м. Вместимость кузова скотовоза рассчитывают по удельной площади пола, приходящейся на одно животное. Для расчета принимают удельную площадь: для крупного рогатого скота 1,5 м2, телят и свиней 0,5, мелкого рогатого скота 0,4 м2.

Крупный рогатый скот погружают в одноярусные скотовозы по трапу 1 (рис.2, а) или с эстакады-платформы 4 (рис. 2, б); угол наклона трапа должен быть не более 25°.

Рис. 2. Схема загрузки крупного рогатого скота в скотовозы:а — по трапу; б -с эстакады-платформы; 1 — трап; 2 — кузов; 3 — автомобиль; 4 — эстакада-платформа

При погрузке свиней и рогатого скота в скотовозы с неподвижно закрепленными ярусами 2, 3 (рис.3, а) используют гидравлический подъемник. Платформа подъемника служит задней дверью кузова 4. Она прикреплена на оси к каретке, которую гидроцилиндры перемещают по стойкам торца кузова. Гидросистема работает от двигателя автомобиля 5.

Рис. 1.3. Схема загрузки свиней в скотовозы:а- с неподвижно закрепленными ярусами: 1 — гидравлический подъемник; 2,3 — ярусы; 4 — кузов; 5 — автомобиль; б — с подъемными ярусами: 1 — трап; 2, 5 — ходовые винты; 3, 4 — ярусы; 6 — кузов; 7 — автомобиль

В схеме, показанной на рис.3, б, полы ярусов 3, 4 закрепляют в кузове6 скотовоза по углам на четырех гаках ходовых винтов 2, 5. Путем вращения винтов полы можно перемещать вертикально, в результате чего кузов трансформируется в одно или многоярусный. Загрузку многоярусного кузова начинают при опущенном верхнем ярусе 3 по трапу 1. После заполнения верхний ярус поднимают и начинают загрузку нижнего яруса.

В России эксплуатируют одноярусные скотовозы-полуприцепы ОдАЗ-822, ОдАЗ-857Б, ММЗ-776, создан двухъярусный ОдАЗ-857Д. Они предназначены для работы с седельными тягачами на базе автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ и могут перевозить все виды скота. Грузоподъемность таких скотовозов составляет 5,8-7 т. В скотовозах одноярусного исполнения перевозят до 50 телят, 55 свиней, 20 голов крупного рогатого скота, двухъярусного — до 55 свиней и 175 голов мелкого рогатого скота. На рис. 1.4 показаны скотовозы-полуприцепы на базе седельных тягачей КамАЗ.

Одноярусный скотовоз-полуприцеп ОдАЗ-9976(рис.4, а) имеет цельно металлический кузов 2 с тремя дверями.

Задняя дверь 1 откидывается и образует с боковыми ограждениями трап для загрузки животных. Вторая дверь 3 предназначена для загрузки животных с боковой эстакады, а третья 5 — для входа обслуживающего персонала при осмотрах. Боковые стенки корпуса перфорированы, а на крыше установлены нагнетательные вентиляторы 4. Внутри корпус разделен перегородками и оборудован приспособлениями для привязывания животных.

Размер полуприцепа 13,4 х 2,5х х 3,4 м, площадь пола 29,6 м2, грузоподъемность 12 т. Одновременно перевозят 30. 35 голов крупного рогатого скота, 95. 125 свиней и до 200 голов мелкого рогатого скота.

Рис.4. Скотовозы-полуприцепы на базе автомобиля КамАЗ:а -одноярусный ОдАЗ-9976: 1 — дверь-трап; 2 — кузов; 3 — боковая дверь для загрузки; 4 — нагнетательные вентиляторы; 5 — дверь для осмотра; 6 — электроагрегат; 7 — тягач; б двухъярусный ОдАЗ-9977: 1 — тягач; 2 — вентиляционные отверстия; 3 — нагнетательные вентиляторы; 4 — кузов; 5 — дверь-трап

Двухъярусный скотовоз-полуприцеп ОдАЗ-9977(рис.4, б) также имеет цельнометаллический кузов 4 с перфорированными боковыми стенками. Для загрузки служат боковая и задняя 5 откидывающиеся двери-трапы. Размеры кузова 11,4 х 2,5 х 4,0 м, площадь пола двух ярусов 46,2 м2, грузоподъемность 11 т. Одновременно перевозят до 150 свиней и 250 овец.

Контейнер КПС-13 (рис. 1.5), разработанный ВНИИМПом, предназначен для механизации процессов доставки свиней из свиноводческих комплексов на предприятия для убоя скота. Контейнеры 2 сварены из стальных профилей и имеют сплошное гладкое дно. Размер контейнера 2,96 х 2,30 х 1,00 м позволяет одновременно загружать в него от 13 до 16 свиней массой от 110 до 120 кг.

Рис. 1.5. Перевозка свиней с помощью контейнеров КПС-13:1 — автомобиль; 2 — контейнер; 3 — автопогрузчик

Погрузку проводят около загона, где выращивают свиней, через одну откинутую стенку. Затем контейнер автопогрузчиком 3 загружают в кузов обычного автомобиля 1. Конструкция угловых стоек контейнеров позволяет устанавливать их в два яруса. В кузов полуприцепа автомобиля КамАЗ можно загрузить шесть контейнеров. На убойном предприятии контейнеры выгружают автопогрузчиком и подают к участку оглушения или предубойного содержания.

В результате применения контейнеров уменьшаются прижизненные пороки шкуры (порезы, укусы, побитости) и снижаются стрессовые нагрузки на животных.[2]

Читать еще:  Карликовый сомик как содержать

Особенности организации транспортировки крупного рогатого скота

Выращивание и размножение крупного рогатого скота – одна из наиболее масштабных отраслей в животноводстве. В процессе выращивания КРС нередко возникает необходимость в его транспортировке как для дальнейшего забоя на мясо, так и с целью размножения, ветеринарных процедур или же для селекции в ином фермерском угодье. Транспортирование животных живым весом – это непростая задача для исполнителя процедуры, требует выполнения установленных норм и правил, а перевозка скота усложняется ещё и тем, что особи характеризуются крупными габаритами. В этой статье рассмотрим особенности перемещения крупного рогатого скота, ключевые требования к выполнению процедуры и виды транспорта, допустимые к эксплуатации для перевозки животных.

Как правильно перевозить крупный рогатый скот.

Требования к транспортировке КРС

Вне зависимости от конечной цели – забой скота или дальнейшее разведение, его перемещение с отправного пункта до точки назначения должно осуществляться исключительно с выполнением определённых правил. Основной целью грузоперевозчика является доставка живого товара к месту назначения в целостности и невредимости. Если при транспортировании не соблюдены основные стандарты, скот может пострадать физически, что в последующем для фермера выльется в длительное восстановление здоровья особей. Транспортирование скота с несоблюдением правил перевозки в забойные пункты также имеет неприятные последствия, которые выльются в ухудшение качества мясной и кожной продукции. Перевозка скота крупнорогатой породы осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

  1. Перед отправкой все особи должны пройти ветеринарно-санитарный контроль, с помощью которого удостоверяется состояние здоровья КРС.
  2. В течение последнего месяца до перемещения КРС массовым количеством каждая перевозимая особь должна пройти полную ветеринарную обработку, включительно с обязательными прививками.
  3. Если предполагаемая перевозка будет занимать длительный период, в тридцатидневный период до транспортирования важно перевести скот на специальный рацион, применяя корма, которые будут использоваться для кормления в пути. Смена питания производится с целью исключения вероятности проблем у скота с желудочно-кишечным трактом в дороге.
  4. Длительные перевозки проводятся с обязательными остановками, не реже чем каждые шесть часов, для контрольных проверок состояния животных, наличия у них пищи и воды. Каждые десять часов должны осуществляться так называемые «привалы», когда животных выводят из грузоперевозочного транспорта для отдыха и кормления.
  5. Крупнорогатые животные должны быть зафиксированы в транспорте, независимо от его вида, посредством жёсткого крепежа на местах, что исключит их травматизм во время следования. Если перевозятся молодые животные, допустимым считается их размещение без фиксации, однако, при этом должны быть учтены объёмы перевозочного транспорта: для особей должно быть достаточно места, чтобы они могли расположиться на полу в лежачей позиции. Крупные особи, в частности, взрослые быки, должны размещаться на безопасном друг от друга расстоянии.
  6. Категорически запрещено вывозить животных из регионов, в которых на момент планируемой перевозки зафиксированы вспышки инфекционных заболеваний, или введён официальный карантин.

Рассмотрим более подробно, как правильно перевезти КРС автотранспортом с учётом правил и особенностей погрузки и выгрузки животных, выбора транспорта и необходимой документации для законного осуществления операции.

Загрузка и разгрузка

Крупнорогатые животные, в отличие от других видов живности, характеризуются масштабными размерами и достойными весовыми параметрами даже в молодом возрасте, что исключает возможность их погрузки или выгрузки с помощью физической силы или механических приспособлений. Процессы погрузки скота и его разгрузки предусматривает натуральность процедуры, согласно установленным стандартам, осуществляются путём естественного загона особей в перевозочный транспорт. При загрузке и выгрузке скота категорически запрещено применять физические стимуляторы, которые могут спровоцировать животных на агрессию.

Допускается стимулирование взрослых животных с помощью специальных электропогонялок, при этом к молодняку такие приспособления не применяются. Категорически запрещается втягивать или толкать животных, хватать за отдельные части тела, что опасно не только травматизмом животных, но и появлением у них агрессии к погрузчикам со всеми вытекающими последствиями.

Главная задача при перевозке крупного рогатого скота – гарантировать животным максимальный уровень комфорта, исключить вероятность травматизма особей. Для погрузки и выгрузки должны использоваться транспортные средства, модифицированные специальными трапами, рампами или мостиками, по которым животные беспрепятственно смогут попасть в перевозочное помещение. Приспособления для загона скота должны иметь наклон к поверхности земли не больше тридцати градусов. Средства для комфортной погрузки должны иметь противоскользящее покрытие и профильные ограждения, соответствующие росту животных, что исключает риск травматизма особей. Загрузка и выгрузка КРС должны реализовываться в светлое время суток, что позволит координировать процессы, осуществить основательный ветеринарный осмотр животных и избежать травматизма. Если планируется погрузка или выгрузка скота в ночное время суток, тогда стоит обеспечить место для загрузки качественными осветительными приборами.

Транспорт, предназначенный для перемещения КРС

Перемещение крупнорогатого скота из отправного места в пункт назначения производится разными видами транспортных средств, а также гоном. Своим ходом крупнорогатые особи могут перегоняться в случае, если между отправным и финальным пунктом небольшое расстояние, а рельеф местности позволяет осуществить процедуру без ущерба для здоровья животных. В иных случаях транспортировка животных крупнорогатой породы осуществляется разными видами транспортных средств, при этом допустима эксплуатация автомобильного, водного, воздушного или железнодорожного транспорта. Наиболее часто при транспортировке скота используются автотранспортные специализированные средства, именуемые скотовозами. Преимуществами этого вида транспорта являются достойная вместительность и грузоподъёмность, заводское оборудование, позволяющее комфортно и надёжно переместить животных, с минимальным риском для их здоровья. Преимуществом современных скотовозов являются следующие особенности:

  • достойные габаритные параметры;
  • устойчивые и надёжные конструкционные особенности, модернизированные стойла с прочными задвижками и отдельными отсеками для животных;
  • присутствие тентов, которые позволяют защитить поголовье от неблагоприятных климатических и погодных условий;
  • наличие вентиляционной системы и приспособлений для автоматизированного сбора навоза;
  • присутствие функции обогрева, которая актуальна в холодное время года;
  • нескользкий и цельный напольный настил;
  • наличие внутренних осветительных приборов, которые позволяют проконтролировать состояние животных в ночное время суток;
  • наличие оборудованных поилок для животных с внутренней подачей воды к резервуарам;
  • присутствие специального трапа, модернизированного высокими боковыми ограждениями, что позволяет безопасно загружать и выгружать скот.

При транспортировке скота автомагистралями допустимой также считается эксплуатация скотовозных полуприцепов, оборудованных согласно установленным стандартам. Преимущественно их эксплуатация оправдана только в ситуациях, когда планируется недлительная перевозка, между близлежащими фермерскими угодьями или к скотобойному пункту. При транспортировании животных водными путями или железнодорожным транспортом используются специфические баржи и оборудованные вагоны соответственно. Перевозка железнодорожным транспортом животных возможна на расстояние не более восьмисот километров, при этом вагоны должны соответствовать ветеринарным стандартам.

Водоходные баржи являются наиболее грузоподъёмными, так как позволяют вместить половину тысячи особей за одну отправку. К эксплуатации допускаются только судна, которые имеют сертифицированное разрешение на транспортировку КРС, соответствуют нормативным ветеринарным требованиям. Водный транспорт должен быть оборудован всеми необходимыми средствами для погрузки и разгрузки особей, их кормления в процессе перевозки, уборочными приспособлениями. Основным требованием при транспортировке КРС посредством водного транспорта является наличие отдельного проводника на каждые двадцать единиц перевозимых животных.

Авиаперевозки применительно к КРС преимущественно практикуются при международном обмене животными с целью их дальнейшей селекции. Законодательство санкционирует для перевозки эксплуатировать специально оснащённый воздушный транспорт, позволяющий одновременно транспортировать не более двухсот единиц КРС. Салон самолёта для транспортирования должен быть снабжён необходимым количеством питья и корма для скота, с запасом на случай задержки рейса. При авиаперевозках поголовье должен сопровождать опытный персонал, обученный обращению с животными, а также ветеринарный специалист, который сможет предоставить компетентную медицинскую помощь особям в пути, при возникновении такой необходимости.

Решать, каким видом транспорта осуществить перевозку скота, в каждом определённом случае стоит исходя из особенностей пути, наличия автотранспортных или других маршрутных соединений между отправным пунктом и местом назначения, количества перевозимых особей и рекомендаций ветеринарных экспертов.

Санкционирующая транспортировку КРС документация

Перевозка крупного рогатого скота контролируется законодательством и возможна исключительно на основе документальной базы. Чтобы застраховать себя от проблем с контролирующими органами, необходимо перед осуществлением транспортировки подготовить все необходимые сопроводительные бумаги. Независимо от вида эксплуатируемого транспорта, пакет сопроводительных бумаг должен состоять из следующих документов:

  1. Транспортная накладная, оформленная и заверенная отправителем, а также путевой лист.
  2. Ветеринарное свидетельство, дополненное сертификатами установленного образца. Сертификат о допуске крупнорогатого скота к транспортировке должен быть заверен Госветнадзором.
  3. Санитарный паспорт от ветеринарного эксперта.
  4. Разрешение от ветеринара, выданное после непосредственного осмотра животных перед отправкой.
  5. При осуществлении экспорта животных с выездом за пределы границ РФ требуются документальный допуск от Министерства сельского хозяйства, транзитная документация.

Транспортировка домашних животных автомобильным транспортом в пределах района может осуществляться по упрощённой схеме. Для местной доставки автотранспортом достаточно наличия ветпаспорта КРС, ветеринарного свидетельства, составленного согласно форме 1, и справки, заверенной главврачом ветеринарной службы района, которая удостоверяет разрешение на перевозку животного к пункту назначения.

Подведём итоги

Несанкционированная транспортировка крупного рогатого скота, даже при незнании отправителем законов, подразумевает серьёзную ответственность. Чтобы избежать проблем с законом, стоит предварительно изучить все требования к транспортировке, предусмотреть наличие необходимой документации, а также создать условия для перемещения КРС.

Наиболее популярным видом транспорта, применяемым для перемещения крупнорогатого скота, на территории РФ является автотранспорт, а именно специализированные скотовозы.

Прежде чем сделать выбор в пользу определённой транспортировочной компании, проверьте законность её деятельности, а также наличие установленных законодательством условий для перевозки. Избегайте эксплуатации неисправных, старых или некорректно оборудованных машин, так как это может негативно отразиться на состоянии здоровья перевозимых особей, стать причиной проблем с исполнительными инстанциями, а соответственно и вылиться в финансовые убытки.

Читать еще:  Переезд с кошкой будь как дома

Что нужно знать о транспортировке скота и птицы

Переезд – дело хлопотное и беспокойное для любого человека, а что уж говорить, если перевезти надо корову или птицу? Известная поговорка утверждает, что для нас, людей, переезд подобен пожару. У животных он тоже вызывает состояние стресса:

— они отказываются от кормов;
— порой заболевают;
— получают травмы;
— теряют в весе и продуктивности.

Всех этих неприятностей можно избежать, если хорошенько подготовиться к перевозке животных.

Перевозка скота на новое место

Какой вид транспорта предпочесть? Безусловно, автомобильный. Преимущества его, по сравнению с железнодорожным, очевидны:

— сокращение времени нахождения в пути;
— уменьшение расходов кормов;
— меньшие затраты.

Для транспортировки скота используются специальные автомобили – скотовозы или обычные грузовики. Нельзя перевозить скот на самосвалах и машинах с металлическим кузовом.
Автомобиль-скотовоз имеет необходимое оборудование, а вот кузов обычного грузовика придется обустроить:

— борта оградить прочными досками, щитами высотой 1,6 м (для лошадей – 2 м);
— пол покрыть деревянным настилом;
— удалить из кузова острые предметы;
— если кузов удлиненный, то для перевозки свиней, телят, овец его разделяют одной-тремя перегородками высотой 1 м, чтобы избежать травм животных при резком торможении, а также на спусках и подъемах.

Правила содержания скота в автомашине

В холодное время года впереди кузова устанавливают прочный деревянный щит (ветрозащиту), а зимой и в ненастные дни весь кузов обтягивают брезентом. Это сохранит животных от пронизывающего ветра, а значит – и от заболеваний и гибели.

Помните, что мокрый шерстный покров кожи теряет свои теплозащитные свойства, а особенно чувствительны к низким температурам овцы.

В морозы пол кузова надо обильно покрыть подстилкой (лучше соломой). В жару, при перевозке жирных свиней, целесообразно насыпать на пол песок, смоченный холодной водой – это предохранит животных от перегрева и тепловых ударов.

Кузов должен быть очищен от навоза. Особенно важно соблюдать это правило зимой, когда пол обледеневает, животные скользят и получают травму.

Не стремитесь вместить в одну машину как можно больше животных – подобная «экономия» обернется убытком. Обычно условия такие:

— на каждую голову крупного рогатого скота нужно 2 м2 площади;
— для молодняка КРС, свиноматок и хряков – по 1,6 м2;
— для молодых свиней, овец и телят – по 1 м2.

Такая площадь дает животным возможность лежать. Для племенного скота пространство увеличивают наполовину.

Как расположить животных в машине?

Если дорога предстоит не дальняя (не боле 2-х часов пути), то лошадей, взрослый КРС и тяжеловесный молодняк размещают в кузове:

— либо продольно – головой вперед;
— либо поперечно – головой к боковому борту;
— либо смешанным способом – часть животных ставят продольно, а 1-2 головы – поперечно.

При длительных перевозках, крупный рогатый скот ставят только продольно, прочно привязывая у передней стенки. Легковесный молодняк, в возрасте до 2-ух лет, можно транспортировать без привязи.

Не забудем и о погрузочно-разгрузочном сооружении: надежнее всего оно из кирпича или земляной насыпи, высотой до уровня кузова. Деревянный переходный настил, длиной не менее 2 м и шириной 1 м, располагается так, чтобы одна его часть легла на пол кузова, другая – на площадку.

Подготовка животных к переезду

Животные переносят перевозку лучше, если их заранее рассортировать по группам, с учетом пола, возраста, упитанности и живой массы. Каждую такую группу содержат отдельно 2–3 дня на ограниченной площади, кормят и поят в режиме перевозки. Животные привыкают друг к другу, меньше беспокоятся, становятся менее агрессивными.

Погрузка должна происходить в максимально спокойной обстановке. Желательно, чтобы в ней участвовал скотник или хозяин, поскольку животные привыкли к нему и чувствуют себя спокойнее, становятся более послушными.

Для подгона животных используют хлопушки – деревянные палки длиной 60 см, к концу которых прикреплена лента из брезента, резины или бельтинга шириной 8 см и длиной 40 см.

Кормление животных во время остановок

Если перевозка займет у вас не более 6 часов, то животные могут обойтись без кормов и воды. При более длительном «путешествии» позаботьтесь об отдыхе и питании для животных. Корма заготовьте из расчета:

— для рогатого скота и овец – 5 кг на 1 центнер живой массы;
— для свиней – 3,5 кг концкормов на одну голову;
— для лошади – 12 кг сена и 2 кг концкормов.

Перед кормлением животных нужно выгрузить. Имейте в виду, что, в первые 3 часа после остановки, животные отказываются от воды и кормов: им необходимо успокоиться. Во время остановки нужно очистить кузов от навоза и обновить подстилку.

Еще несколько правил и фактов

• Запрещается перевозить свиней при морозе ниже минус 19°C и температуре выше плюс 26°C.

• Летом лучше перевозить скот ранним утром.

• Скорость движения автотранспорта не должна превышать: по асфальтированным дорогам – 60 км/ч; по булыжным – 45 км/ч; по проселочным и грунтовым – 30 км/ч.

• Низкие температуры животные переносят легче, чем высокие.

• После транспортировки в тесноте или при неудобном размещении у животных наблюдается сильная мышечная дрожь всего тела или подергивание отдельных его частей.

• Плохо сказывается на животных и вынужденная стоянка между их погрузкой и отправлением транспорта. Бывает, что длительная задержка отправления в путь вызывает у свиней сильное расстройство нервной системы и даже судороги.

Перевозка кроликов, пушных зверей, птицы

Кроликов перевозят в клетках (200x40x30 см), каждую из которых разделяют перегородками на 8 отделений. Переднюю стенку делают из деревянных реек с промежутками в 4 см из двух половинок каждая. Половинки служат дверцами на 4 отделения.

Клетки можно устанавливать в 4 яруса, которые крепко скрепляют между собой. На пол кладут сухую и чистую подстилку:

— солому и опилки;
— мох и древесный лист.

При длительной перевозке (более 5 час) кроликов следует кормить и поить трижды в день. Суточный кормовой рацион для кролика средней живой массы около 2 кг:

— 100 г сена или сочной травы;
— 200 г силоса или корнеплодов;
— 25 г концентрированных кормов.

Пушных зверей (нутрии, норки, соболи, песцы) перевозят в прочных деревянных ящиках или металлических клетках с непроницаемым дном, металлической решетчатой дверцей и прочным запором. Как правило, взрослых зверей помещают отдельно, а молодняк грузят по 2-3 головы.

— для соболей и норок – 66x46x40 см;
— для лисиц и песцов – 52x51x48 см;
— для нутрий – 44x40x35 см.

Клетки устанавливают в 4 яруса, прочно скрепляют рейками или проволокой. При длительных перевозках в клетках оборудуют кормушки и поилки.

— для плотоядных зверей удельный вес мяса и рыбы должен составлять 70-90%;
— для нутрий – сено хорошего качества, зерно, корнеплоды;
— для одной головы лисицы и песцов необходимо 500 г, соболя – 250 г мяса или рыбы, нутрии – 300 г комбикормов, 100 г сена, 400 г корнеплодов.

Кормить зверей нужно трижды в день.

Лучше купить птицу недалеко от дома

Птицу перевозят в клетках (90x60x60 см) или в специальных контейнерах:

— дно и торцевые стенки сплошные;
— боковые стенки и крышки из планок с просветом 5 см;
— дверцы делают сверху.

Плотность посадки кур, цыплят-бройлеров и уток – 30, гусей и индеек – 15 голов на 1 м2 пола. Уток лучше перевозить в клетках по 10-12, гусей и индеек – по 6-7 голов.

Птица плохо переносит перевозку, особенно без воды и корма, поэтому ее рекомендуется перевозить на расстояние не больше 100 км.

При длительных перевозках, птицу следует кормить и поить каждые 2 часа, постоянно следить за ее состоянием, не допускать падежа. Через 6 часов пребывания в клетках в пути, потери живой массы составляют около 6%, спустя 18 часов – до 12%.

Какие документы понадобятся для перевозки животных?

Транспортировка скота и птицы проводится только с разрешения и под контролем ветеринарной службы при наличии ветеринарного свидетельства (форма 1), которое выдается только при отсутствии в данной местности инфекционных болезней.

Для перевозки в пределах одного района нужна справка, подписанная и заверенная главным ветврачом.

Документы эти действительны в течение трех суток, до момента отправки животных, и только до указанного пункта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]