dogshow24.ru

Портал про животных

Упражнение следовая дорожка

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Я применяю массажные коврики и дорожки с целью:

1. Закаливание организма.

2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.

3. Профилактика и коррекция плоскостопия.

4. Развития чувства равновесия и координации движений.

5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

6. Представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

“Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника — это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Закаливание

Напомню известную фразу, что закаливание – это во многом тренировка сосудов. Что это означает? При контрастных процедурах (смена теплой и холодной воды) сосуды сначала расширяются (в теплой воде), а потом сужаются (в холодной). Такая тренированность сосудов на воздействия холодовых рецепторов поможет снизить теплоотдачу, если Вы выходите на улицу. У закаленного человека сосуды реагируют быстрее. Сужение периферических сосудов уменьшает потери тепла организмом. (Кожные покровы холодные, но внутри сохраняется тепло). У незакаленного человека периферические сосуды реагируют дольше. То есть, потери тепла выше. Именно потому, что кожные покровы теплые. Это конечно, упрощенно. Кроме сосудистой, тренируется эндокринная (гормональная) и нервная системы. Тренируется термогенез (выработка тепла организмом).

  • Какое отношение имеет закаливание к массажным коврикам?

Закаливание – это не задание на неделю и не тренировки на результат.

Закаливание – это образ жизни.

Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой.

  • Когда Вы идете по пляжу босиком – это закаливание.
  • Когда Вы купаетесь в реке – это тоже закаливание.
  • Когда утром на даче Вы умываетесь на улице – и это закаливание.
  • Если Вы идете лицом против ветра, даже не думая о закаливании, просто так получается – это все равно закаливание.

Поэтому, когда Вы стоите на массажном коврике или играете с ребенком босиком на массажном коврике — это конечно тоже закаливание. Это и массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма.

Плоскостопие. Лечение плоскостопия. Профилактика плоскостопия.

Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.

Многие авторы сходятся во мнении, что с приходом цивилизации частота возникновения плоскостопия у детей увеличилась. Это связывают с ранним ношением обуви, а также с хождением, пусть и босиком, но по ровным поверхностям. Действительно, деревенские детки раньше постоянно ходили босиком по земле, что, во-первых, способствовало формированию сводов стопы и нормальному тону мышц стопы, а во-вторых – являлось прекрасной закаливающей процедурой.

Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства мы ходим в обуви (которая, кстати, больше напоминает «колодки»). И даже шлепанье босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно для профилактики плоскостопия.

Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.

Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.

Мои массажные коврики имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.

Занятия будут проходить интересно и результативно, если малышам представится возможность регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «дорожкам здоровья»:

Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и незабываемое удовольствие малышам. Великолепный массаж стоп и профилактика различных заболеваний и хорошее настроение.

На стопах и ладонях человека расположены рефлексогенные зоны, связанные практически со всеми внутренними органами. Раздражение этих зон оказывает нормализующее воздействие на все функции организма.

Массажный коврик – гениальное изобретение. Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей. Возникает приятное ощущение легкости.

Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей.

Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными стимулами для детей.

Профилактические упражнения с применением профилактических ковриков направлены на формирования правильного свода стопы, массажа стоп, корректировки осанки. Чтобы суметь заинтересовать детей, взрослому необходимо в совершенстве научится самому владеть оборудованием. И чтобы у детей был стойкий интерес к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой, необходимо разнообразить предметную среду.

Для формирования мотивации и повышения интереса к двигательной активности, профилактическим упражнениям, было изготовлено авторское нестандартное оборудование, которое способствует: общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; профилактике нарушения осанки; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.

Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.

Основные принципы использования массажных ковриков и дорожек:

• Оборудование используется во время гимнастики после сна и в самостоятельной двигательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей и уровня их физической подготовки.

• Упражнения выполнять от простых к сложным, добавлять новые движения. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления мышц.

• Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стопы при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

• С целью развития воображения, памяти и речи необходимо предлагать детям самим придумывать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.

Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.

«Солнышко»

Материал: пряжа, материал, крупа, песок, галька, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, колпачки от фломастеров.

«Морские звезды»

Материал: резиновый коврик, пуговицы разных размеров.

Материал: одеяло, пластмассовые фигуры от пирамидки, губка, веревка.

«Таинственные следы»

Материал: поролоновая основа, искусственный мех, пластмассовые фигуры от пирамидки, веревка, колпачки от фломастеров.

«Цветочная полянка»

Материал: махровое полотенце, крышки от пластиковых бутылок, шнур, кружева.

«Цветник»

Материал: пряжа, пластмассовые бигуди, целлофановые пакеты, пропилен.

Ходьба по дорожкам и коврикам — обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.

При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе.

Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.

Лужа

Я иду, я иду.
Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)

У меня на ногах новые сапожки.

Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)

Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)

Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)

Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)

Бурый мишка

Бурый мишка топал,

Громко ножками стучал,

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

И свалился – бах!

Кошкина зарядка

Посмотрите, у окошка

Разминает лапки кошка.

Малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает к верху хвостик.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала «Мяу…»

Ёжик

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки. (Ищет)

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)

Упражнения:

  • Ходьба «По медвежьи» — на руках и ногах и высоким подниманием таза.
  • «Ласточка» — стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.
  • «Солдатик» — шаги на мешочки и «ножки».
  • «Незнайка» — подъем на носках с одновременным подъемом плеч.

Массажные коврики и дорожки использую во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.

Читать еще:  Как лечить пчел отравление и понос у пчел

Автор: Розлач Оксана Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с. Малый Атлым, Октябрьский район, ХМАО – Югра, Тюменская область.

Статья размещена в авторской редакции

Упражнение следовая дорожка

Походки, или аллюры, и следовая дорожка

Походка — это способ поступательного передвижения животного, последовательный при этом порядок работы его конечностей. Следовая дорожка — взаимное расположение отпечатков конечностей на грунте или на снегу при передвижении животного. Особенности следовой дорожки зависят от строения животного и от аллюра, которым он в данный момент пользуется. Одно и то же животное может передвигаться разными аллюрами и соответственно оставлять разные следовые дорожки.

Походки человека и животных изучаются очень давно, ведутся эти исследования и в настоящее время. Существует обширная литература, посвященная разным сторонам локомоции (т.е. поступательного движения) животных. Такое внимание к этим вопросам связано с их большой практической значимостью (спорт, медицина, коневодство, бионика). Выявлено большое разнообразие аллюров, что вызвало появление их классификации. Форм следовых дорожек также много, но их классификации, по существу, нет. Есть понятия, относящиеся к характеристике следовых дорожек, они в какой-то степени могут быть использованы для классификации следов животных, но все же для этой цели их недостаточно. Таковы понятия следов крытые, недокрытые и перекрытые (см. рис. 19.), а также двухчетка, трехчетка и четырехчетка (см. рис. 22, 37, д, е, м, о и др.). Эти понятия широко в ходу у охотников, охотоведов и натуралистов. Хотя особенности следовой дорожки каждого животного, как уже было сказано, зависят от аллюра, однако в полной мере эта связь не изучена. Аллюров описано гораздо больше, чем форм следовых дорожек, которые в большинстве случаев не имеют даже названий. Рассмотрим некоторые (наиболее обычные) походки и соответствующие им следовые дорожки.

Животные могут передвигаться на двух ногах (птицы, некоторые пресмыкающиеся, тушканчики, кенгуру, некоторые другие звери, а также человек), но большинство земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих передвигаются на четырех. Разнообразие походок при двуногом передвижении значительно меньше, чем при четырехногом.

Для понимания характеристик отдельных аллюров ознакомимся с некоторыми терминами и их значением.

В работе каждой конечности отмечаются два периода — опора и перенос. В период опоры животное опирается соответствующей конечностью о грунт и отталкивается от него, в период переноса оно переносит конечность до следующего места опоры — делает шаг. Шаг может быть двойным — это расстояние между последовательными отпечатками на грунте одной и той же ноги — и простым — это расстояние между последовательными отпечатками на грунте двух ног одной пары — передней или задней. Стадия свободного полета характеризуется тем, что во время передвижения животного бывает время, в течение которого оно не контактирует с грунтом после толчка одной или двумя конечностями. При четырехногом передвижении галопом могут быть две стадии свободного полета — стадия перекрещенного полета и стадия растянутого полета. Первая имеет место при отталкивании животного передними (двумя или одной) ногами, вторая — при отталкивании задними (одной или двумя).

Походки при двуногом передвижении

Двуногий шаг характеризуется тем, что животное опирается на левую и правую ноги попеременно, отталкиваясь ими с равной силой и делая ими равные шаги. Стадии свободного полета при этом нет, но есть период опоры одновременно на две ноги — время установления контакта с грунтом одной ноги после ее переноса, когда период опоры другой ноги еще не кончился. Такой аллюр характерен для многих птиц, некоторых млекопитающих, а также для человека (рис. 25, А; 26, В).

Рис. 25. Походки при двуногом передвижении
А — шаг и Б — бег — схемы следовых дорожек птицы (журавля-красавки);
В — парный рикошет мышевидного хомячка (треугольники — отпечатки ног на грунте, отпечатки ног разных сторон обозначены зачернением и точками
(А, Б — ориг.; В — по Гамбаряну, 1972)

Двуногий бег, как и двуногий шаг, отличается тем, что животное отталкивается от грунта попеременно правой и левой конечностями с равной силой, причем после каждого толчка наступает стадия свободного полета. Эта походка свойственна некоторым тушканчикам, многим птицам, а также человеку и др. (см. рис. 25, Б).

Парный рикошет заключается в том, что животное отталкивается и приземляется одновременно двумя конечностями, оставляющими парный след, который располагается по линии, перпендикулярной направлению движения. После каждого толчка наступает стадия свободного полета. Парный рикошет свойствен некоторым тушканчикам, кенгуру, некоторым другим млекопитающим, многим птицам, главным образом мелким, некоторым земноводным (см. рис. 25, В; 26, А).

Рис. 26. Походки и следовые дорожки тушканчиков
А — парный рикошет; Б — полупарный рикошет; В — шаг
(по Фокину, 1978)

Полупарный рикошет характеризуется тем, что животное отталкивается от грунта и приземляется после прыжка не одновременно двумя ногами, а так, что одна нога касается его несколько раньше, чем другая. Приземление второй ноги происходит с шагом вперед. Таким аллюром передвигаются некоторые тушканчики, многие птицы (см. рис. 26, Б).

Аллюры при четырехногом передвижении

Очень медленный шаг — походка, при которой о грунт опирается не менее трех конечностей. Трехопорная стадия чередуется с четырехопорной (рис. 27, А). Таким образом, в стадии переноса находится поочередно лишь по одной конечности. Каждая задняя конечность опускается на грунт раньше, чем отрывается от него передняя конечность той же стороны. Это обстоятельство ограничивает длину шага и, естественно, скорость передвижения. Такая походка свойственна, например, черепахам, жабам, новорожденным котятам и щенкам. Такая же походка у ползающего на четвереньках ребенка.

Нормальный шаг отличается тем, что животное при передвижении чередует опору на две ноги с опорой на три. Двухопорный период конечностей одной стороны чередуется с двухопорным периодом диагональных конечностей. Стадии свободного полета нет.

Период опоры задней конечности начинается после начала периода переноса передней конечности той же стороны, поэтому передняя конечность не ограничивает длину шага задней. След при этой походке может быть недокрытым, крытым и перекрытым. Нормальный шаг свойствен большинству млекопитающих при медленном передвижении (рис. 27, Б; 28, А). Земноводным и пресмыкающимся эта походка не свойственна.

Рис. 27. Походки и следовые дорожки при четырехногом передвижении
А — очень медленный шаг хомяка, Б — нормальный шаг козы
(четырехугольники — отпечатки передних ног, треугольники — задних)
(по Гамбаряну, 1972)

Быстрый шаг. При этом аллюре происходит чередование двухопорного периода (попеременно диагональных и боковых) с одноопорным. Быстрый шаг свойствен крупным и тяжеловесным животным при ускоренном движении (лошади, верблюды, жирафы, слоны, бегемоты, зубры, бизоны, антилопы-гну, крупные медведи, некоторые собаки).

Рысь — это синхронная работа диагональных конечностей. Различают рысь медленную и быструю.

Медленная рысь — передвижение, при котором одновременная опора на конечности одной диагонали сменяется опорой на все четыре конечности; эта стадия меняется на стадию опоры двух конечностей другой диагонали. Медленная рысь свойственна, в частности, лошадям, а также другим млекопитающим (рис. 28, Б).

Рис. 28. Походки и схемы следовых дорожек
А — нормальный шаг вола, В — медленная рысь лошади;
В — быстрая рысь лошади
(по Гамбаряну, 1972)

При быстрой рыси опора на две ноги одной диагонали и соответственно толчок ими чередуются со стадией свободного полета, которая сменяется на двухопорный период конечностей другой диагонали. Ее сменяет снова стадия свободного полета и т. д. Эта походка свойственна животным с длинным туловищем и сравнительно короткими широко расставленными ногами (рис. 28, В).

Иноходь характеризуется синхронной работой конечностей одной стороны. Иноходь может быть медленной и быстрой.

При медленной иноходи опора на четыре конечности чередуется с опорой и соответственно с толчком на две конечности одной стороны, затем снова опора на четыре конечности меняется на опору и толчок двух конечностей другой стороны.

Быстрая иноходь отличается чередованием опоры (и толчка) конечностей одной стороны и опоры (и толчка) конечностей другой стороны. После толчка каждой односторонней пары ног следует стадия свободного полета (рис. 29, А).

Рис. 29. Иноходь и рикошетирующий прыжок некоторых млекопитающих
А — быстрая иноходь верблюда; Б — рикошетирующий прыжок крысы;
В — стадия растянутого полета; Г — стадия перекрещенного полета
(по Гамбаряну, 1972)

Четырехногий прыжок происходит следующим образом: животное отталкивается одновременно задними ногами и после короткого периода свободного полета опускается одновременно на передние ноги, затем на задние, затем толчок ими и т. д. Таким аллюром пользуются мелкие грызуны, белки и др.

Рикошетирующий прыжок состоит в том, что животное отталкивается от земли задними ногами, после чего следует стадия свободного полета. Приземление происходит на одну переднюю ногу. С шагом вперед опирается о грунт и вторая передняя нога. В этой же последовательности передние конечности отрываются. Перенос задней ноги той же стороны начинается сразу же после отрыва передней. Обычно занос задней ноги бывает большой и ее след оказывается впереди следа передней пары. Двухопорный период приходится лишь на короткое время, когда о грунт опираются две ноги одной стороны (рис. 29, Б).

Галоп — наиболее скоростной аллюр, в нем принимают участие мускулы конечностей и туловища. Разновидностей галопа много, но общий план его следующий. Задние ноги отталкиваются от грунта совместно, но неодновременно, что влечет за собой стадию свободного растянутого полета. В этот момент передние ноги животного вытянуты вперед, а задние назад. Передние ноги приземляются и производят толчок также совместно, но неодновременно. Следует вторая стадия свободного полета, но уже не растянутого, а перекрещенного, при котором передние ноги вытянуты назад, а задние вперед. Увеличение скорости движения при галопе приводит не только к увеличению расстояния между группами следов (четверок), но и к растягиванию следов в пределах группы, в особенности за счет отдаления отпечатков передних и задних конечностей.

Читать еще:  Можно ли давать кошкам смекту при поносе

Парный галоп характеризуется тем, что при нем происходит последовательное отталкивание одновременно задними, а затем передними ногами. Это обычный скоростной аллюр некоторых мелких млекопитающих — сусликов, ласок, пищух и др. (рис. 30, А).

Рис. 30. Походки и схемы следовых дорожек
А — парный галоп суслика; Б — полупарный галоп зайца;
В — галоп медведя (по Гамбаряну, 1972)

Полупарный галоп заключается в следующем. После одновременного отталкивания задними конечностями наступает стадия свободного растянутого полета. Приземление происходит последовательно на передние ноги с шагом вперед. Толчок передними ногами ведет ко второму, перекрещенному, полету. Полупарным галопом передвигаются, например, зайцы (рис. 30, Б).

Медленный, или тяжелый, галоп отличается тем, что имеет только одну стадию свободного полета. Она наступает либо при толчке задними ногами, либо при толчке передними. Тяжелым животным (тапир, лошадь и др.) свойствен тяжелый галоп со стадией свободного полета после толчка передними ногами, а более легким — оленям, антилопам, медведям — после толчка задними (рис. 30, В).

Быстрый, или легкий, галоп отличается двумя стадиями свободного полета: после толчка задней ногой (растянутый полет) и после толчка передней (перекрещенный полет). Приземляется животное после растянутого полета последовательно на одну, затем на другую передние ноги с шагом вперед, а после перекрещенного — на задние ноги также с шагом вперед. При легком галопе двухопорные периоды бега чередуются с одноопорными и стадиями свободного полета. Число двухопорных периодов равно числу стадий свободного полета, а число одноопорных в два раза больше, чем двухопорных (рис. 31).

Рис. 31. Быстрый галоп и схема следовой дорожки гепарда
б, е—два двухопорных периода, а, в д, ж — четыре одноопорных периода,
г — стадии растянутого свободного полета, з — стадия перекрещенного свободного полета А — стадия перекрещенного полета, Б — стадия растянутого полета

НазадОглавлениеДалее

Отдел образования администрации города Рассказово

Комплекс массажных дорожек «Весёлое путешествие»

Участник выставки

Минина Елена Владимировна

Инструктор по физической культуре:
Минина Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Комплекс массажных дорожек «Весёлое путешествие»

ФОТОГРАФИИ РАБОТ

Минина Елена Владимировна

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

Комплекс массажных дорожек
«Весёлое путешествие»

Комплекс массажных дорожек

«Весёлое путешествие»

Инструктор по физической культуре:
Минина Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»

Дидактическое пособие

Комплекс массажных дорожек «Весёлое путешествие»

Данное пособие предназначено для детей 3-7 лет.

Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.

Цель: оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.

Задачи:

  1. Закаливание организма.
  2. Профилактика и коррекция плоскостопия.
  3. Развитие чувства равновесия и координации движений.
  4. Сенсорное развитие.
  5. Сохранение и укрепление здоровья детей.

Массажные дорожки имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Благодаря этому дорожки обеспечивают массаж стоп, способствуют укреплению голеностопного сустава и предотвращают появление и развитие плоскостопия у детей.

Ходьба по дорожкам может быть: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Использовать массажные дорожки можно на занятиях по физической культуре и при выполнении гимнастики после сна. Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Можно усложнить задачу, и при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола. А так же, при ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой» и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности исходя из целей и задач занятия.

Описание и характеристика массажных дорожек:

  1. «Волшебные следочки»

Такие следочки хорошо использовать для тренировки правильного развода стоп, при ходьбе, можно в подвижных играх и развлечениях.

«Пенёчки» используются на занятиях физической культуры и утренней гимнастики для профилактики плоскостопия, а так же для перешагивания, перепрыгивания, бега и ползания «змейкой».

Подсолнухи сделаны из поролона, к центральной части пришиты бусины и деревянные жучки. Используется для профилактики плоскостопия, ходьбы, ползания (с опорой на ладони и стопы, «змейкой» между цветами), перепрыгивания (с цветка на цветок или через цветы), для эстафет и подвижных игр.Работу с подсолнухами можно начать со стихотворения:

Вот подсолнухи стоят,
Вдоль забора целый ряд!
К солнцу тянутся они,
Черных семечек полны!

Каждый жук наполнен разными крупами: горохом, пшеном, фасолью. Подразумевается не только хождение, но и топтание для того, чтобы ребёнок смог ощутить полное воздействие на стопы различных материалов. Также дети любят трогать жуков руками, пытаясь понять, что внутри, а это воздействует на мелкую моторику. Занятие с жуками можно сопровождать стихотворением:

Летом, в жаркий день на луг,
Прилетел огромный жук.
Сел на травке посидел,
Зажужжал и улетел.

Пособие представляет собой дорожку из линолеума, на которую в хаотичном порядке наклеены цветные камушки. Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, через неё можно перепрыгивать («перепрыгнем через ручеёк»), а также пальцами ног камушки можно погладить и посчитать. Занятия на этой дорожке можно сопровождать четверостишием:

Тучка по небу летала,
Капли на поля роняла.
Их решила сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

  1. «Бесконечная верёвочка»

Эта дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы. Используется для разного вида ходьбы, прыжков, ползания.

  1. «Весёлая полянка»

К этой дорожке из линолеума рядами пришиты: искусственная трава, цветы и приклеена галька. Такое чередование вызывает желание наступить на каждый ряд. Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, особенно детям нравится ходьба боком приставными шагами. Ходьбу можно сопровождать четверостишием:

Наши маленькие ножки

дружно ходят по дорожке

раз, два, три, четыре, пять

пойдём по полю гулять.

  1. «Дорожка из пробок»

Эта дорожка используется для ходьбы прямо, боком, сохраняя равновесие, осанку; для перепрыгивания прямо, боком; для подлезания, в подвижных играх.

  1. «Цветочки и камушки»

Эту дорожку хорошо использовать для развития равновесия и координации. Идти можно прямо, наступая на каждый камушек и цветочек или, наступая только на цветочки, перешагивая через камушки, или только по камушкам, перешагивая через цветочки. Также через эту дорожку хорошо прыгать боком. Можно использовать в подвижных играх.

  1. «Коврик из пробок»

К ДВП или фанере с помощью саморезов прикручиваем крышки от бутылок отверстием в верх (можно пришить к ткани или линолеуму, в крышках легко сделать отверстия при помощи шила). Эта дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы. Используется для разного вида ходьбы, прыжков.

  1. «Радужный мостик»

Дорожка сделана из бигудей, используется на занятиях для ходьбы прямо, боком, ползания, прыжков.

  1. «Лесенки из карандашей»

Эта дорожка сделана из строительных карандашей, которые расположены в чередовании горизонтально и вертикально. Такое расположение лучше массирует стопы. Используется на физкультурных занятиях для профилактики плоскостопия.

Таким образом, использование массажных дорожек очень поможет в укреплении мышц и формировании свода стопы у ребёнка, в профилактике плоскостопия, при нарушении работы опорно-двигательного аппарата; при неправильном распределении физической нагрузки на стопу; при ассиметричной походке; при деформации стопы и плоскостопии.

Минина Елена Владимировна VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Я применяю массажные коврики и дорожки с целью:

1. Закаливание организма.

2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.

Читать еще:  Топ-10 самые ядовитые змеи в мире

3. Профилактика и коррекция плоскостопия.

4. Развития чувства равновесия и координации движений.

5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

6. Представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

“Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника — это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Закаливание

Напомню известную фразу, что закаливание – это во многом тренировка сосудов. Что это означает? При контрастных процедурах (смена теплой и холодной воды) сосуды сначала расширяются (в теплой воде), а потом сужаются (в холодной). Такая тренированность сосудов на воздействия холодовых рецепторов поможет снизить теплоотдачу, если Вы выходите на улицу. У закаленного человека сосуды реагируют быстрее. Сужение периферических сосудов уменьшает потери тепла организмом. (Кожные покровы холодные, но внутри сохраняется тепло). У незакаленного человека периферические сосуды реагируют дольше. То есть, потери тепла выше. Именно потому, что кожные покровы теплые. Это конечно, упрощенно. Кроме сосудистой, тренируется эндокринная (гормональная) и нервная системы. Тренируется термогенез (выработка тепла организмом).

  • Какое отношение имеет закаливание к массажным коврикам?

Закаливание – это не задание на неделю и не тренировки на результат.

Закаливание – это образ жизни.

Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой.

  • Когда Вы идете по пляжу босиком – это закаливание.
  • Когда Вы купаетесь в реке – это тоже закаливание.
  • Когда утром на даче Вы умываетесь на улице – и это закаливание.
  • Если Вы идете лицом против ветра, даже не думая о закаливании, просто так получается – это все равно закаливание.

Поэтому, когда Вы стоите на массажном коврике или играете с ребенком босиком на массажном коврике — это конечно тоже закаливание. Это и массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма.

Плоскостопие. Лечение плоскостопия. Профилактика плоскостопия.

Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.

Многие авторы сходятся во мнении, что с приходом цивилизации частота возникновения плоскостопия у детей увеличилась. Это связывают с ранним ношением обуви, а также с хождением, пусть и босиком, но по ровным поверхностям. Действительно, деревенские детки раньше постоянно ходили босиком по земле, что, во-первых, способствовало формированию сводов стопы и нормальному тону мышц стопы, а во-вторых – являлось прекрасной закаливающей процедурой.

Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства мы ходим в обуви (которая, кстати, больше напоминает «колодки»). И даже шлепанье босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно для профилактики плоскостопия.

Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.

Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.

Мои массажные коврики имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.

Занятия будут проходить интересно и результативно, если малышам представится возможность регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «дорожкам здоровья»:

Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и незабываемое удовольствие малышам. Великолепный массаж стоп и профилактика различных заболеваний и хорошее настроение.

На стопах и ладонях человека расположены рефлексогенные зоны, связанные практически со всеми внутренними органами. Раздражение этих зон оказывает нормализующее воздействие на все функции организма.

Массажный коврик – гениальное изобретение. Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей. Возникает приятное ощущение легкости.

Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей.

Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными стимулами для детей.

Профилактические упражнения с применением профилактических ковриков направлены на формирования правильного свода стопы, массажа стоп, корректировки осанки. Чтобы суметь заинтересовать детей, взрослому необходимо в совершенстве научится самому владеть оборудованием. И чтобы у детей был стойкий интерес к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой, необходимо разнообразить предметную среду.

Для формирования мотивации и повышения интереса к двигательной активности, профилактическим упражнениям, было изготовлено авторское нестандартное оборудование, которое способствует: общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; профилактике нарушения осанки; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.

Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.

Основные принципы использования массажных ковриков и дорожек:

• Оборудование используется во время гимнастики после сна и в самостоятельной двигательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей и уровня их физической подготовки.

• Упражнения выполнять от простых к сложным, добавлять новые движения. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления мышц.

• Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стопы при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

• С целью развития воображения, памяти и речи необходимо предлагать детям самим придумывать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.

Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.

«Солнышко»

Материал: пряжа, материал, крупа, песок, галька, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, колпачки от фломастеров.

«Морские звезды»

Материал: резиновый коврик, пуговицы разных размеров.

Материал: одеяло, пластмассовые фигуры от пирамидки, губка, веревка.

«Таинственные следы»

Материал: поролоновая основа, искусственный мех, пластмассовые фигуры от пирамидки, веревка, колпачки от фломастеров.

«Цветочная полянка»

Материал: махровое полотенце, крышки от пластиковых бутылок, шнур, кружева.

«Цветник»

Материал: пряжа, пластмассовые бигуди, целлофановые пакеты, пропилен.

Ходьба по дорожкам и коврикам — обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.

При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе.

Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.

Лужа

Я иду, я иду.
Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)

У меня на ногах новые сапожки.

Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)

Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)

Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)

Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)

Бурый мишка

Бурый мишка топал,

Громко ножками стучал,

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

И свалился – бах!

Кошкина зарядка

Посмотрите, у окошка

Разминает лапки кошка.

Малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает к верху хвостик.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала «Мяу…»

Ёжик

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки. (Ищет)

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)

Упражнения:

  • Ходьба «По медвежьи» — на руках и ногах и высоким подниманием таза.
  • «Ласточка» — стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.
  • «Солдатик» — шаги на мешочки и «ножки».
  • «Незнайка» — подъем на носках с одновременным подъемом плеч.

Массажные коврики и дорожки использую во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.

Автор: Розлач Оксана Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с. Малый Атлым, Октябрьский район, ХМАО – Югра, Тюменская область.

Статья размещена в авторской редакции

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]