Формы поведения животных — Студопедия
Формы поведения животных
— Инстинктивное поведение. Инстинкт и его структура.
— Навык как форма поведения. Структура навыка.
— Интеллектуальное поведение. Интеллект и его структура.
Мы говорили о том, что особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Интеллектуальное поведение — вершина психического развития животных.
Вы уже знаете, что психика появляется только на относительно высокой стадии развития живой материи. Развитие головного мозга у животных и возникновение у них новых, более сложных форм отражательной, психической активности совершается под влиянием определенных условий жизни, в процессе приспособления животных к окружающей среде.
Животные приспосабливаются к окружающей среде через такие формы отражательной активности, как безусловные рефлексы, инстинкты (слово «инстинкт» происходит от лат. слова, которое по-русски означает «побуждение» ), приобретенные навыки и простейшие формы рассудочной деятельности, т.е. интеллектуальное поведение.
— Инстинктивное поведение. Инстинкт и его структура.
Поведение — это такая форма активности, которая регулируется субъективным образом реальности.
Биологическим признаком способности организмов создавать субъективные образы является наличие нервной системы.
Если организм обладает психикой, то лишение его чего-либо приводит к нарастанию побуждения. Поведение не реактивно, это активность, которая инициируется побуждением (нуждой). Поведение простых организмов примитивно, более сложных — сложнее. Наука, исследующая поведение, называется этологией.
В советской психологии вместо термина поведение употребляется термин деятельность. Действие как единица поведения должна представлять собой законченный акт (от побуждения до удовлетворения). В психологической литературе часто действием называют заключительный акт поведения (удовлетворение).
Инстинктивным называется поведение, все структурные элементы которого заданы генетически (определение В.С.Ивашкина). Инстинкт – это врожденная видовая форма поведения (Богословский Владимир Васильевич). Инстинктивная форма поведения является врожденной, она «дана» животному в готовом виде уже при его рождении. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных (Маклаков Анатолий Геннадьевич).
Наследственный — врожденный, генетически обусловленный.
Врожденными называются качества, которые уже имеются к моменту появления на свет.
Наследственные — это те признаки и свойства, которые имелись у предков (дальтонизм).
Генетическими называются свойства, которые имелись в геноме.
Они не обязательно могут быть врожденными. Не все генетически заданное наследственно, могут быть мутации (болезнь Дауна).
Каждый вид животных имеет присущий только ему набор инстинктов. Конечно, за время жизни особи происходит некоторое совершенствование инстинктов (не случайно поэтому во главе стаи обычно стоит опытный взрослый самец, прошедших длительный жизненный путь), но в основном они остаются неизменными на протяжении всей жизни. Инстинкт – это шаблонная форма поведения, она оказывается целесообразной при неизменности условий жизни животного. Если же условия меняются, то этого животное не замечает. Оно продолжает действовать по заложенной в генном аппарате программе.
Например, действия пчелы, тщательно заделывающей воском каждую соту с медом, кажутся весьма целесообразными. Провели такой эксперимент: прокололи соты с противоположной стороны, и мед вытек. Пчелы ток же тщательно заливали их воском.
Птицы улетают на зимовку в южные районы, где обычно для них бывают благоприятные условия. Однако некоторые зимы в этих районах оказываются суровыми, многие тысячи птиц гибнут, но не перелетают в более южные области.
Земляная оса, церцелис, поймав добычу, приносит ее к норке, и, прежде чем затащить добычу, осматривает помещение. В одном из опытов в этот момент добычу отодвинули. Оса выползла, нашла добычу, подтянула ее к выходу и опять отправилась осматривать жилье. Опыт повторяли десятки раз, и в каждом случае оса шаблонно повторяла всю цель действий, т.е. выползала, подтягивала добычу и осматривала норку.
Если у гагарки, высиживающей птенца, переложить во время ее полета за пищей яйцо несколько в сторону, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает «высиживать», нисколько не заботясь о яйце, которое лежит недалеко в поле ее зрения.
Инстинктивная форма поведения оказывается целесообразной лишь при сохранении обычных условий и теряет всякую целесообразность при изменении их.
Инстинкт – жестко организованная форма поведения животных. Бобры строят плотины строго определенным образом. Каждый вид муравьев возводит свой вид муравейника. Каждый вид птиц вьет гнезда по-своему, причем это проявляется и у птиц, выведенных в инкубаторе. Последние, помещенные в искусственную обстановку, строили гнездо по шаблону, присущему данному виду птиц.
Шаблонность инстинктов проявляется и в том, что они вызываются строго определенными раздражителями. Экспериментально было установлено, что сосательные движения щенка начинаются только тогда, когда он прикасается к теплой шерсти. На теплую резиновую грелку подобная реакция отсутствует, когда же подносили к щенку нагретый кусок меха, он начинал искать сосок и производить сосательные движения.
Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но она обеспечивает приспособление животных, сохранение вида только по отношению к постоянным и, как правило, основным условиям существования. Более полное и точное приспособление к условиям жизни обеспечивают навыки.
Специфика инстинктивного поведения как особой формы.
1. Генетическая обусловленность (врожденность) — это значит, что все компоненты: побуждения, пусковые стимулы и исполнительные операции заданы генетически. Это подтверждено в экспериментах.
2. Стереотипность инстинктивного поведения состоит в том, что инстинктивные действия животных одного и того же вида у различных особей одинаковы. (Пчелиные ячейки: геометрические параметры одинаковы)
3. Автоматизм инстинктивного поведения осуществляется без участия рассудка (земляная оса).
4. Целесообразность — означает, что инстинктивное поведение оптимально удовлетворяет нужды организма. Нельзя смешивать с целенаправленностью, которая присуща человеку (тля и муравьи).
Структурный анализ инстинктивного действия
1. Аппетенция — напряженное состояние животного, обусловленное актуальной нуждой. Инстинктивное действие не начнется, если нет аппетенции.
2. Сигналы, выполняющие функцию пускового стимула. Пусковой стимул называется эвокатор. Эвокаторы могут быть различными (закрывание света для скворчонка перед кормлением). Эвокатор ориентирует животного, давая ему информацию о том, что ситуация является подходящей для этого поведения.
3. Исполнение, представляющее собой операции, завершающие действие путем достижения результата.
Инстинктивное поведение свойственно всем организмам, обладающим психикой, в том числе и человеку. Инстинктивное поведение человека преобразовано культурой, которая привносится воспитанием, вследствие чего элементы инстинктивных действий приобретают специфические человеческие формы, от чего сущность инстинктивного поведения не изменяется.
Инстинкты, имеющие сложные строения (инстинкт строительства гнезд) реализуются при условии, если входящие в их структуру компоненты были сформированы в опыте индивида.
Импринтинг
БСЭ Запечатление, импринтинг (англ. imprinting), в этологии (наука о поведении животных) специфическая форма научения животных; фиксация в их памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов. Такими объектами являются родительские особи (выступающие одновременно как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в т. ч. животные-жертвы), постоянные враги (З. внешности врага происходит в сочетании с предостерегающими криками родителей), а также, возможно, характерные признаки обычного места обитания (рождения). Наиболее изученная (и заметная) форма З. «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. При З. фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат З. не поддаётся в дальнейшем изменению («необратимость» результатов З.). Термин «З.» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.
(запечатление, впечатывание: влечение жестко задано)
Это явление было обнаружено и исследовано Конрадом Лоренцем.
Лоренц — этолог, исследовал поведение птиц (лапландских гусей) Выяснял, как выведенный из яйца в инкубаторе гусенок, узнавал, кто его мать: чужая гусыня, макет или чучело. “Мамой” оказался впервые увиденный движущийся предмет, который издает звуки. Эта реакция и получила название импринтинга.
Особенности импринтинга.
1. Связь между желаниями следовать за родителем и образ этого родителя запечатывалась с однократного предъявления.
2. Детеныши сохраняют способность к запечатлению на протяжении короткого промежутка времени (сензитивный период). Для человеческого детеныша сензитивный период — 7 месяцев; волчат — 8 дней, собак — 6 месяцев.
По Ивашкину В.С. — импринтинг — это не только реакция следования, это специфическая форма поведения, у которой генетически заданы только два компонента: побуждение и эвокатор, или побуждение и исполнительная программа, или только один компонент — побуждение, остальные находятся в опыте и через механизм импринтинга связываются с побуждением, образуя таким способом новую целостность, которая затем функционирует и воспроизводится как инстинкт.
Формы поведения животных и человека
Предмет и задачи психологии. Этапы развития её как науки.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики.
Объект – человек.
Предметом явл. общие закономерности психики.
Задачи: главная – это исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.
Этапы развития:
1 этап — Психология как наука о душе.
2 этап – Психология как наука о сознании. Возникла в 17 веке в связи с развитием других наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
3 этап – Психология как наука о поведении. В 20 веке. Ставить эксперименты и наблюдать за увиденным: реакция, поступки человека.
4 этап – Психология как наука, изучающая проявления и закономерности психики.
Принципы психологии.
А) Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной.
Б) Принцип единства психики, сознания, деятельности. Трудовая деятельность способств. возникнов. И развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность.
В) Принцип развития психики, сознания и деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответ. действие.
Г) Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по природным задаткам, темпераменту, по личностному характ. и все это необходимо учитывать при изучении конкретного человека.
Д) Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития челорвека в филогенезе (история рода человеческого)
Структура психологии, её отрасли.
Отрасли:
а. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. (нейропсихология, психофармакология, психотерапия).
б. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека. В её задачу входит исследование профессиональных особенностей человека, развития трудовых навыков и т.д.( инженерная психология, авиационная, космическая)
в. Педагогическая психология. Её предмет изучения это психологические закономерности обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, выясняет психологические факторы, влияющие на успешный процесс обучения и т.д.
г. Юридическая психология рассматривает вопросы , связанные с реализацией системы прав. (судебная психология, криминальная)
д. Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.
е. Психология спорта рассматривает психолог особенности спортсменов, условия и средства их психолог подготовки.
ж. Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и психолог качеств личности человека( психология детская, подростка, юности, взрослая)
з. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей.
4. Методы исследования в психологии.
А. Наблюдение. Это способ сбора данных о поведении человека и его пихологии, путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Б. Опрос. При нем человек отвечает на задаваемые ему вопросы. Есть устный опрос, когда нужно видеть поведение и реакцию человека. Письменный, когда нужно охватить большое кол-во людей.
В. Тесты, при их применении можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаем.явления. С их помощью можно сравнить психологию разных людей.
Г. Эксперимент. В нём создается искусственная ситуация, при которой возникает изучаемое явление.
Д. Моделирование.
Классификация психических явлений.
1 группа:психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения. Они делятся на 1. Познавательные (ощущение, мышление, восприятие, память) 2. Волевые 3. Эмоциональные
2 группа: психическое состояние. Делится на: 1. Мотивационные 2. Состояния организованности сознания 3. Эмоциональные 4. Волевые( целеустремленность, ршительность, настойчивость)
3 группа:Психические свойства личности. Делится на: 1. Темперамент 2. Направленность личности(потребность, интересы) 3. Характер 4. Способности
Формы поведения животных и человека.
Врождённое поведение – такая форма поведения, которая генетически заложена и её практически невозможно изменить.
Приобретенное – форма поведения, которая формируется в течении жизни и может изменяться.
Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма на раздражителей. Сохраняется целостность организма.
Инстинкт – фрожденная форма поведения, возникающая в ответ на опред изменения окружающей среды. Защита от др особей, ухаживания и т.д.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 484 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
5.6. Основные формы поведения животных.
Под поведением имеют в виду определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь со средой.
Как уже говорилось, у человека внутренний план деятельности отделен от поведения, а у животных психика и поведение образуют единство.
В большом многообразии различных конкретных актов поведения обычно различают три основных типа: инстинктивное поведение, навыки и разумное (интеллектуальное) поведение.
Только раскрыв их взаимосвязи и взаимопереходы, можно понять их истинную природу и подлинные пути их развития. Рассмотрим коротко каждый из этих типов поведения.
Прежде всего необходимо отметить, что развитие психологически различных форм поведения — есть результат борьбы двух противоположных. внутренне противоречивых тенденций наследственности и изменчивости. фиксированности и подвижности. В каждой форме поведения представлены в той или иной степени обе тенденции, НО ИХ СООТНОШЕНИЕ В ХОДЕ РАЗВИТИЯ МЕНЯЕТСЯ, и это изменение приводит на некоторых узловых точках развития к КАЧЕСТВЕННЫМ изменениям типа поведения.
Инстинкты. Под инстинктами обычно понимают действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются как бы готовыми. независимо от научения, индивидуального опыта. будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития.
В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет подвижности, для них характерна стереотипичность, т. е. различные инстинктивные акты поведения у различных индивидов (одного вида) остаются в основном в рамках одной общей им структуры. Например, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе, никогда не видевшие, как их родители строят гнезда, всегда строят в основном гнезда такого же типа, что и их предки.
Инстинктивные действия отличаются большой целесообразностью, т. е. приспособляемостью к жизненно важным для организма ситуациям. Однако они совершаются без осознания цели, без предвидения результата — чисто автоматически.
Основными механизмами, посредством которых осуществляется инстинктивное поведение, являются рефлексы (безусловные). На основании этого была сделана попытка свести инстинкт к рефлексу, определив его, как цепной рефлекс.
Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего, потому, что как форма поведения инстинкт предполагает определенную «мотивацию» (потребность), которой он определяется или регулируется. Такая мотивация или потребность проявляется, прежде всего, в определенном состоянии организма, действиями физиологии (поиск пищи, действие половых желез и т. п.).
Итак, инстинктивное поведение характеризуется: а) специфическим способом его мотивации и б) специфическим механизмом его выполнения. На основании вышесказанного, можно дать такое определение инстинктивному поведению:
ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — ЭТО СЛОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ИСХОДЯЩЕЕ ИЗ ОРГАНИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ (биологических потребностей) И ВЫПОЛНЯЕМОЕ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРВИЧНО АВТОМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
Надо отметить, что, отличаясь от индивидуально изменчивых форм поведения (навыка и интеллекта), инстинкт теснейшим образом связан с ними. В поведении животного, взятом в конкретной его реальности, обычно функционируют в единстве разные формы поведения.
Например, навык может функционировать внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать элементы интеллекта. (Клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения; но вначале цыпленок клюет зерна и маленькие камушки, бисер и т.д. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их.
Если говорят об инстинктах человека (пищевом, сексуальном и др.), то эти инстинкты коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят новый термин — влечения.
В индивидуально-изменчивых формах поведения различают навыки и интеллект.
Навыки. Под навыком подразумевают такие новые реакции и действия, которые возникают на основе научения и индивидуального опыта и функционируют автоматически.
Навыки, как и инстинкты, имеются на разных ступенях развития, и на каждой ступени развития они более или менее отличаются друг от друга.
Различный характер навыка существенно зависит, прежде всего, от двух условий: во-первых, от того, как воспринимается ситуация, в которой вырабатывался навык; во-вторых, от организации самого действия, от более или менее фиксированного или подвижного характера навыка.
Навык — «историческое» понятие. На разных ступенях развития он имеет различное содержание. На низших ступенях развития навык по своей слепоте мало чем отличается от самого слепого инстинкта. Но там, где действие направляется дифференцированным восприятием ситуации, и навык приобретает нешаблонный характер, он приближается к разумному действию.
В последнем случае (когда ситуация воспринимается животным дифференцированно) интеллект существует как бы внутри навыка, и в то же время, на последующих ступенях развития, где доминирует интеллект, навык функционирует как бы внутри интеллектуального действия. Как правило, всякое интеллектуальное поведение включает в себя и навыки.
При всем взаимопроникновении навыка и интеллекта, также как навыка и инстинкта, они, вместе с тем, и существенно различны.
Между навыком и интеллектом существует не только различие и единство, но и прямая противоположность, внутреннее противоречие. Развитие интеллекта невозможно без того, чтобы не был сломлен первичный автоматизм. Более подробно виды навыков будут рассмотрены в последующих темах.
Интеллект. Зачатки интеллекта закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличиваются.
«Разумным» действием. в очень широком смысле слова., можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными. существенными для данной ситуации условиями.
Однако способность дифференцировать предметы в ситуации и реагировать на их соотношения — является, по-видимому, ЛИШЬ ПЕРВИЧНОЙ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ИНТЕЛЛЕКТА, в неспецифическом смысле этого слова.
ЯДРО ЖЕ СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОСТАВЛЯЕТ СПОСОБНОСТЬ ВЫДЕЛИТЬ В СИТУАЦИИ ЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ СВОЙСТВА В ИХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ И ПРИВЕСТИ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С НИМИ.
Выделять же эти существенные свойства и устанавливать реальные зависимости можно, только изменяя ситуацию, т. е воздействуя на нее. Интеллект, в специфическом смысле слова, развивается у человека в ходе исторического развития на основе труда; при этом интеллектуальная деятельность выступает во взаимосвязи со специфической мотивацией в виде познавательной формы интереса к окружающему.
Общие выводы. В итоге анализа инстинкта навыков и интеллекта как трех различных по своей психической природе типов поведения можно сказать, что:
1. Инстинкт, навык, интеллект НЕ ОБРАЗУЮТ КАЖДЫЙ ОСОБОЙ СТУПЕНИ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ. На одной и той же ступени, у одного и того же индивида могут сосуществовать различные типы поведения.
2. На разных ступенях развития ОДИН И ТОТ ЖЕ ТИП ПОВЕДЕНИЯ НЕ ОСТАЕТСЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ. В процессе развития над более элементарными формами поведения «надстраиваются» новые и, вместе с тем, перестраиваются старые.
3. На каждой ступени развития ИМЕЕТСЯ ОДНА ВЕДУЩАЯ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ, остальные, поскольку они уже сформировались, строятся на ее основе и функционируют как бы внутри нее.
Формы поведения животных
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ.
1. Стадии развития психики.
2. Формы поведения животных.
3. Сознание человека.
4. Понятие о бессознательном.
Психика является функцией высокоорганизованной материи—мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то целесообразной приспособительной реакцией. Т.е., большое значение имеют безусловные и условные рефлексы. Рефлексы—это ответ организма на воздействие внешней среды, который совершается посредством нервной системы. А какова психика живых существ, не имеющих нервной системы? Чтобы рассмотреть этот вопрос, необходимо вспомнить, что существуют филогенез—историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции, и онтогенез—история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Необходимо рассмотреть основные ступени развития психики( по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Сх.5.2
Стадия элементарной сенсорной психики.
Низший уровень: Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются раздражимостью—способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужна нервная система. Амеба, инфузория изменяют свое движение и состояние под воздействием света, химический веществ.
Высший уровень. Узловая или ганглиозная нервная система. Паук реагирует на вибрацию. Он опутывает и муху, и любой другой не нужный ему предмет.
Стадия перцептивной психики (воспринимающей).
Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень требует новой стадии развития нервной системы—центральной нервной системы.
Т.е. изменяются условия жизни —изменяется поведение животных, а это приводит к развитию нервной системы. Нервная система, которая развивается, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.
Формы поведения животных.
В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три формы поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения.
Инстинкты—это врожденные, наследственно закрепленные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.
Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы—от низших животных (насекомых) до человека. Основные инстинкты—самосохранения, пищевой и сексуальный. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.
Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов.
Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития (инстинкт размножения). Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают писк. Если подражать крику коршуна—цыплята затихают, если курице—можно добиться оживленного писка. Но ведь цыплята еще не знают ни коршуна, ни своей матери.
Вырабатываются инстинкты из поколения в поколение в ходе естественного отбора. Это очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда медленно, но непрерывно меняется. Соответственно медленно, на протяжении многих поколений перестраиваются инстинкты, а некоторые, которые перестали быть биологически целесообразными—отмирают (курица не летает).
Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможность выживания с самых первых моментов жизни.
Примеры инстинктивного поведения: постройка гнезд, нор, перелеты птиц, запасание пищи на зиму, построение сот, плотин.
Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимые потребности и становится неадекватным.
Н-р, если в сотах проколоть дно, пчела все равно будет носить мед, хоть он вытекает. Бобры строят плотины в зоопарке. Гусенок следует за первым движущимся объектом, даже за заводной игрушкой. Интересно поведение земляной осы-сфекса, которая охотиться за сверчком. Сфекс несколько раз вкалывает жало в тело сверчка. Сначала под шею, затем в часть переднегруди, затем у основания брюшка. В этих трех ударах кинжалом и обнаруживается все великолепие и непогрешимость инстинкта. Сфекс не убивает жертву, а только парализует ее ударами в нервные узлы. Затем за усики втягивает сверчка в нору. Этими живыми консервами питаются его личинки. Но если обрезать усики сверчку, то оса бросает уже парализованного ее сверчка и отправляется за новой жертвой. Почему бы осе не ухватиться за одну из шести ног сверчка? Потому что инстинкт— это жесткая программа, которая срабатывает только тогда, когда все внешние условия строго соблюдены. Недаром говорят, что инстинкт слеп. Таким образом, инстинкты целесообразны в стереотипных условиях и нецелесообразны в постоянно изменяющейся среде. Они производятся автоматически без какого-либо признака разума. Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.
Навыки —способы поведения, приобретенные в индивидуальной жизни путем научения и закрепленные в результате упражнений и повторений.
В основе навыка лежит система условных рефлексов.
Навыки проявляются на более высоком уровне развития животного мира. Чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.
Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения, но более гибкая, пластичная, следовательно, более совершенная. Животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы.
Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации—условный рефлекс и оперантное реагирование.
Условный рефлекс —реакция на раздражитель, который был нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раздражителю. Такие навыки можно сформировать у существ с относительно простым строением нервной системы. Н-р, пчел научили отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета. Обезьяны—более высшие животные и у них можно выработать боле сложные навыки. В Сингапуре обезьяны помогали биологам. Животные усвоили команды и приносили с высоких деревьев листья, цветы, которые без достать было бы очень сложно.
Оперантное обусловливание—это механизм реализации навыка. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются действия, которые более полезны: помогают удовлетворить потребность, избегать опасность. Такой вид выработки навыка и называют оперантным ( с лат.—действие) научением. Никто не показывает, животное само действует. Н-р, крысу поместили в клетку с рычагом. Нажимая рычаг, она могла получать пищу. Вначале крыса случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, потом научилась использовать рычаг по назначению. Крыса самостоятельно приобрела навык. (Опыт американского психолога Б.Скиннера).
Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Характерно только для человека (навык письма, чтения).
Выработка навыка у животных—очень длительный процесс проб и ошибок. А в природе не всегда есть такая возможность как пройти курс обучения. Кроме того, при каком-либо изменении надо обучаться заново. Не успеешь—смерть.
Следующая форма поведения—интеллектуальное поведение. Интеллектуальное поведение—простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связи между предметами.
Т.е. животное может «придумать» новый способ решения и более того—перенести этот способ на другую задачу, иногда довольно сложную. Н-р, в лаборатории И.Павлова проводили эксперимент. Шимпанзе Рафаэля обучали заливать водой огонь. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мог, только загасив огонь. Шимпанзе научили это делать это, набирая из бачка воду кружкой. Когда он это научился делать, задачу усложнили. На озере поставили плоты. На одном был Рафаэль и кормушка, перед которой горел огонь. Бачок был на другом плоту. Оба плота соединены мостиком. Рафаэль не брал воду из озера, а шел за водой к бочку. Позднее эксперимент проводили с другими обезьянами. Одна из них не стала переходить по мосту, а зачерпнула воду из озера.
Животные часто действует чаще всего методом проб и ошибок. У них нет второй сигнальной системы, поэтому они не могут обдумывать свои действия, не способны к абстракции, обобщению. Их «разумное» поведение направлено гл.обр. на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Оно носит конкретно чувственно-двигательный характер. Для того, чтобы установить связь между предметами, животным необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно.
Но опыты немецкого психолога В.Келера показали, что иногда обезьяны быстро находили решение и не путем проб и ошибок, а благодаря «схватыванию». Н-р, на некотором расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку клали короткую палку, а чуть подальше, чтобы не достала лапой, длинную палку. Однако ее длины было достаточно, чтобы достать банан. Обезьяны использовали короткую палку для того, чтобы достать длинную, а потом с ее помощью достать банан. Келер назвал это явление «инсайтом»—озарением. Все происходит внезапно, без опоры на прошлый опыт. Исключительное значение имеет то, что обезьяны используют предметы для достижения своей цели. Им надо обнаружить связь предметов, их отношение друг к другу, надо предвидеть результаты своих действий. Но даже высшие животные не способны к пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей. Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики—сознании человека.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: